Александр Карелин: турнир "Новая Высота" стал определенной точкой развития на борцовской карте, причем не только в России, Александр Карелин: турнир "Новая Высота" стал определенной точкой развития на борцовской карте, причем не только в России

Александр Карелин: турнир "Новая Высота" стал определенной точкой развития на борцовской карте, причем не только в России

19 мая 2025
11:56
Новости
Александр Карелин: турнир

В Самаре завершился шестой турнир по греко-римской борьбе "Новая Высота Игоря Найвальта", соревнования прошли среди юношей до 18 лет. О турнире корреспонденту WRESTRUS.RU Тиграну Аваняну рассказал Герой России, Сенатор РФ, трехкратный победитель Олимпийских игр Александр Карелин, также прокомментировав сенсационное поражение на чемпионате Европы Сергея Степанова.

— "Новая Высота" в Самаре — это уже традиционный турнир по греко-римской борьбе, география которого расширяется с каждым годом, — подчеркнул Александр Карелин. — Этот старт стал определенной точкой развития на борцовской карте, причем не только в России. Также турнир обретает узнаваемость в том числе и интересными решениями по форме проведения — в прошлом году был приглашен удивительный импровизатор с роялем, сейчас — семиликий вокальный коллектив, который сопровождает все выходы спортсменов. Так что в Самаре мы — экспериментируем с формой проведения, расширяем географию, и используем широту формата соревнований: "Новая Высота" проходит в шестой раз, дважды это было первенство страны, дважды это был всерооссийский турнир, и вот второй год подряд мы проводим международные соревнования, собирающие более 10 стран. Даже здесь, благодаря возможностям региональной федерации при поддержке Федерации спортивной борьбы России, мы можем себе позволить правильную экспериментальную площадку. Тем более партнеры помогают сделать данный турнир особенным. Старты лишними не бывают, а в этом возрасте — особенно. 319 спортсменов, 12 стран, шесть из которых в финале, что говорит о конкурентоспособности. А в будущем хотелось бы, чтобы приезжали полные составы, во главе с лидерами — например, в этом году иранцы настаивали на том, чтобы привезти два состава. Мы договорились, что приедет один, но хороший — но у Ирана ни одного финалиста.

— Турнир проводится памяти мецената, благотворителя Игоря Найвальта. Как он относился к борьбе?
— Игорь Александрович прожил 71 год, при этом реконструировав и построив больше храмов, чем лет его жизни. Кроме этого, он заслуженный транспортный строитель, уже в 28 лет был кавалером трудового Красного Знамени. Удивительный человек, получивший образование в Омске. Занимался борьбой, и для него имена тренеров Кудинова и Игуменова — это не загадка. Он один из нас, борцов, состоявшийся как транспортный строитель. Он всегда был в борьбе, помогал, находился в том числе среди попечителей "Карелин-Фонда". Однажды у него в одном проекте не пошла коммерция, и мы из пятитомников современной литературы сделали трофейный фонд и дарили книги на соревнованиях. А когда он был смертельно болен, он пригласил нас с Вячеславом Валентиновичем Сониным, оставив нам не только политическое завещание, но и просьбу про турнир. Игорь Александрович как строитель состоялся в Самаре — поэтому, турнир проводим здесь. И турнир сразу дал свои плоды — победители главных юношеских стартов, представители Самарской области Максим Скуратов и Павел Белкин вышли с "Новой Высоты". Турнир проходит на высоком уровне — и это плод десятилетней эволюции, мы к этому подходили долго. И дискутировали вокруг названия. Мемориал Найвальта — пафосно и траурно, а Игорь Александрович любил творчество Высоцкого, и именно здесь, в этом зале, который сегодня носит имя Владимира Семеновича, впервые с полным стадионом выступал Высоцкий. Всё это совпало, и родилось название "Новая Высота". Слово "памяти" со временем выпало, и турнир обосновался под названием "Новая Высота Игоря Найвальта". И для каждого из парней этот турнир — именно новая высота, как сказала сегодня маститая гимнастка Светлана Васильевна Хоркина.

— Одним из лидеров борьбы в Новосибирской области сейчас является Сергей Степанов. Два года он находился в санкциях и не имел возможности бороться за рубежом, в этом году отправился на чемпионат Европы — и остался без медали. В чем причина?
— Правильнее этот вопрос направить тренерскому штабу сборной команды, потому что у нас, у классиков, на Европе, к сожалению, с наградами не густо. Очевидно, нужно проанализировать последний этап подготовки. А Сергею нужно немного изменить подготовку, не стоит его списывать, учитывая его очевидную дисциплину. Убежден, что тренеры клуба "Первомаец" уже сделали выводы. Степанов долго прорывался сквозь запреты, прошел тяжелую конкуренцию внутри страны. Для нас, новосибирцев, этот вес очень важен — Власов, Черепахин, Ларин, Попов — и это только международники в этой категории. Степанов не один, у него есть два брата — Женька и Мишка. Они понимают, что каждый шанс нужно ценить, и не откладывать на потом. Проблематика понятна, все предпоссылки для решения есть.

— Каждый турнир, где среди соорганизаторов находится НРОФ "Карелин-Фонд", проходил при участии медиа-директора Константина Круглянского, ушедшего из жизни в марте этого года. Расскажите, каким он был человеком?
— Константин Михайлович состоялся в борьбе, при всей своей сложности характера и особенности профессиональных проявлений. Он изменился под борьбу. Всегда самолюбиво относился к упаковкам турниров. Через него удавалось заколдовать неожиданно интересных собеседников. Он сложно отнесся, когда я предложил его место в системе обозначить как "медиа-директор", но он все свои руководящие и контролирующие задачи всецело заполнил. В подаче, в поиске героев для примеров. Круглянский — часть борьбы, и чтобы понять кто такие борцы, несмотря на всю свою неспортивность, он пришел на ковер и проявил дисциплину. Дважды в неделю он был в зале, занимался специальной подготовкой. Когда для ребят в каникулярный период мы выбирали список литературы, Константин был лидером мнения, а ребята не только читали произведения, но и писали сочинения на тему "почему борьба" на основе этой литературы. Костя проникся борьбой, и многие ребята ответили ему тем же самым. Как-то он мне сказал: почему со мной разговаривают о сокровенном, а не к вам идут? Он даже эти задачи на себя брал — громоотвода, и у него это получалось. Его ценили, приглашали, и даже вольники его разглядели, чтобы он архивировал борьбу — фотографирование его не тайная, но пламенная страсть. Для него лучшее приобретение — это инструмент: штатив, фотик, объектив... Он поэтому и маэстро Киврина так ценил. Хотя начиналось у них тяжело — Сергей Владиславович имел неосторожность назвать Костю "кастетом", и Круглянский, скажу прямо, всегда помнил детали и не всегда мог простить поверхностность. Говорил "надергали вопросы — и ждут вас на интервью, нельзя с ними встречаться". Я человека два-три спас, говорил, что встречусь на свой страх и риск, но к чести Константина Михайловича после выхода материала иногда, пусть нехотя, но он признавал: получилось хорошо. А возвращаясь к Киврину — несмотря на "кастет", который чуть ли ни иммунитетом стал на его пути, именно Круглянский пригласил Киврина преподавать, делиться своими навыками с молодыми. Мастерство, профессионализм и уверенность в навыках и умениях он всегда отмечал отдельно. Он мог простить поведенческие огрехи профессионалу. Он был пропитан борьбой, пропитан профессией, а для меня он был другом, крестником, приняв на себя сложное решение принять крещение. И всегда серьезно относился к этому решению. Не думал, что когда-то буду об этом говорить, но на его глазах выросли — причем не только дети, которые занимались борьбой, в буквальном смысле, ведь он фотографировал нашу жизнь и многое другое. А его жизнь прошла у меня перед глазами. Царствие небесное.